Главная / Сказки для маргариты / Сказкотерапия

Вход   Регистрация

Тренинги и мастер-классы

Тренинги и мастер-классы

Подготовка к родам

Подготовка к родам

Психология

Психология

Сказки для маргариты

Сказки для маргариты

Цикл эксклюзивных сказок на сон
Маргаритка

Маргаритка

Любовь и отношения

Любовь и отношения

Этикет

Этикет

Наш форум

Наш форум

Карта сайта


Метки

Годовщины свадьбы Маргарита Сервировка стола Сказка первая Сказкотерапия

 

Сказкотерапия

  

Сказкотерапия - направление психотерапевтического воздействия на человека с целью коррекции поведенческих реакций, проработки страхов и фобий. Также сказкотерапия может использоваться как ресурсная практика и как инструмент исследования первопричин в психотерапии.

Наиболее распрастранён метод сказкотерапии при необходимости оказать коррекцию ребёнку. Сказкотерапия может применяться для детей самого малого возраста, практически от рождения.

Возможности сказкотерапии

1. Сказка, как инструмент передачи опыта, умений навыков, глубинного смысла жизни, понимания добра и зла. Многие сказки, которые мы знаем с детства пронизаны насквозь аллегориями, линией поведения в тех или иных жизненных ситуациях. Сейчас проявляются всё новые исследования психологов и практикующих психотерапевтов, которые подробно изучают и описывают воздействие фольклорных сказок на сознание и подсознание.

2. Сказкотерапия как метод коррекции определённых состояний, страхов, фобий. Например, с помощью метода "жил был ребёнок похожий на тебя..." можно моделировать ребёнку сказки, которые прямо повторяют жизненные ситуации, которые пугают, угнетают ребёнка (страхи, стрессы, боязнь темноты, первые визиты в детский сад и др.). В методе сказкотерапии используются и более глубинные методики, эффективные не только для детей, но и для взрослых.

3. Сказкотерапия может выступать инструментом для выяснения глубинных деформаций в душе человека, помогая установить причины внешних состояний, которые беспокоят клиента. В этом плане сказкотерапия особенно хороша для детей в возрасте 3-7 лет. Наиболее распространённая практика - "Продолжи сказку...". В том как работает наша фантазия, завершая предложенную сюжетную линию, проявляются наши подсознательные установки, эмоции.

4. Рессурсность сказкотерапии проявляется, как правило, на тренинговых практиках. Одна из методик - "Совместная сказка", когда сюжет формируется по кусочку, по очереди каждым участником тренинговой группы. Феномен этой методики состоит в том, что сказку сочиняют чужие друг другу люди, но на выходе мы получаем чёткую картину - ответ на запрос клиента. На таких тренингах создаются сказки по очереди для каждого участника. Из своей сказки каждый из участников зачастую находит решения для поставленных задач, получает ресурс для продвижения к цели. Объяснения феномена написания сказки, точно отвечающей мыслям клиента, описывающей его жизнь, скрытую от других участников тренинга, поясняется работой коллективного бессознательного.

Сказкотерапия

Сказкотерапия для детей

Дети - существа с тонкой психической организацией, наиболее подвержены переживаниям, страхам. Сказкотерапия для детей отличный инструмент проработки негативных состояний. Преимущество сказкотерапии в том, что этот метод могут использовать родители самостоятельно. Помощь психотерапевта может понадобиться только в случаях патологий, или же разово, что бы направить родителей в создании сюжетных линий.

Методика сказкотерапии

Одна из самых популярных методик "Жил-был ребёнок похожий на тебя". Например, ребёнок ведёт себя агрессивно с другими детьми. Мама выбирает момент и предлагает рассказать ребёнку новую сказку.

                                       сказкотерапия

Пример сказки для коррекции проявлений агрессии у ребёнка.

Жил-был мальчик очень похожий на тебя. И его даже звали как и тебя. Вот однажды мальчик по имени Никита гулял на улице и увидел, что на площадке весело играют детки. Два мальчика увлечённо играли машинками, а ещё один мальчик и девочка катались с горки. Никита долго смотрела на них, а потом спросил у мамы:

- Что делают эти детки?

Мама ответила:

- Они играют, Никита.

- А почему? - спросил мальчик.

- Они друзья, Никита. 

- Я тоже хочу, чтобы у меня были друзья. - Сказал Никита.

Мама улыбнулась ему и сказала:

- Ты можешь пойти познакомиться с детками и подружится с ними. А я подожду тебя здесь.

Никита пошёл на площадку. На верёвочке он вёз машину-грузовик. Он подошёл к мальчикам, которые играли машинками. Он без труда познакомился с ними. Мальчики стали показывать свои машинки. Никита был рад, что подружился с этими детками. Но тут один из мальчиков попросил Никиту поиграть его машиной-грузовиком. Никита нахмурился, а когда мальчик коснулся его грузовика, Никита сильно толкнул мальчика.

- Уходи! Не буду с тобой играть! - сказал мальчик, которого толкнул Никита. Он отвернулся от Никиты. Второй мальчик также недоумённо посмотрел на Никиту и последовал за своим другом.

Никита остался один. Он был расстроен и пошёл к маме. Он сказал маме:

- Не хочу я ни с кем дружить!

                                       сказкотерапия для детей

Эта часть сказки является идентификацией ситуации, когда ребёнок проявляет агрессию, и последствий, к чему такие всплески приводят. Родители могут модифицировать сценарий сказки, чтобы приблизить содержание к реальным событиям. После того, как эта часть сказки рассказана, у ребёнка следует поинтересоваться, понравилось ли ему поведение главного героя. Также следует спросить, почему главный герой действовал именно так. Следующий вопрос: как ты думаешь, Никита был бы рад по-настоящему подружиться с мальчиками и играть с ними? Согласие ребёнка - это показатель его готовности к продолжению сказкотерапии.

Пример, продолжения сказки - этап коррекции с помощью сказкотерапии.

Никита был очень расстроен из-за того, что мальчики не захотели с ним дружить. Даже перед сном Никита вспомнил происшествие на площадке. А когда он уснул, то во сне Никите приснился большой серый кот. Кот был в шляпе и очках и сидел на площадке, на том самом месте, где днём играли мальчики. Никита во сне подошёл к коту. А кот заговорил человеческим голосом:

- Знаю я, что тебя беспокоит. У тебя, Никита, нет настоящих друзей. А всё потому, что ты обижаешь других детей, толкаешь их и даже бьёшь. 

Никита растеряно посмотрел на кота и проговорил:

- А что же мне делать?

Кот поправил лапой очки на носу и ответил:

- Ты, когда общаешься с мальчиком или девочкой, представляй себе, что это ты сам. Если тебе захочется поиграть своей игрушкой, ты же себя не обижаешь? Пусть твои друзья играют любыми твоими игрушками. Они тебе всё вернут. Ты же самый сильный.

Никита слушал кота очень внимательно. Он хотел поблагодарить кота, ведь теперь у Никиты будет много друзей, но вдруг Никита проснулся. В окно светило солнышко. С этого дня Никита никогда не злился на других деток, ведь они стали его друзьями и он стал очень заботлив, даже сам предлагал поиграть своими лучшими игрушками. 

                                         сказкотерапия как метод коррекции

В некоторых случаях, даже первый этап сказки, когда происходит идентификация ситуации, ребёнок ведёт себя агрессивно, отказывается от продолжения сказки. Это значит, что подобные ситуации действительно травмируют его. В этом случае родителям следует постараться выяснить первопричины агрессии ребёнка. Нужно также установить максимальный контакт с ребёнком получить его доверие. Ни в коем случае не критиковать его реакции на сказку, его комментарии. Если у родителей не удаётся добиться необходимого доверия, то, возможно, требуется участие профессионала. Хороший психотерапевт, подобно любому другому доктору (ЛОРу, кардиологу) установит причину психического дискомфорта ребёнка и пропишет необходимое лечение: (сказкотерапия, арт-терапия и т.п.).

Сказкотерапия: алгоритм создания коррекционной сказки

1. Подбираем героя, близкого ребенку по полу, возрасту, характеру. Это может быть не человек, а сказочная сущность или животное.

2. Описываем жизнь героя в сказочной стране так, чтобы ребенок нашел сходство со своей жизнью.

3. Далее помещаем героя в проблемную ситуацию, похожую на реальную ситуацию ребенка, и приписываем герою все переживания ребенка.

4. Герой начинает искать выход из создавшегося положения. Или мы начинаем усугублять ситуацию, приводить ее к логическому концу, что также подталкивает героя к изменениям. Герой может встречать существ, оказавшихся в таком же положении, и смотреть, как они выходят из ситуации; он встречает «фигуру психотерапевта» — мудрого наставника, объясняющего ему смысл происходящего и т.д. Наша задача — через сказочные события показать герою ситуацию с разных сторон, предложить ему альтернативные модели поведения, помочь найти позитивный смысл в происходящем. «Увиденное в правильном свете, все является благом» — эту мудрость хотелось бы донести до ребенка через сказку.
5. Герой понимает свою неправоту и становится на путь изменений.

                                           как писать сказку в сказкотерапии

Сказкотерапия для детей - примеры исследования детской души 

С помощью сказкотерапии, мы можем узнать потаённые эмоции ребёнка, его мысли, его переживания, чувства - то, чем он не делится по каким-то причинам с родителями. Методика очень проста и называется "Продолжи сказку..."

Сказка первая. Уверенность ребёнка в семье, доверие к родителям.

На большом красивом дереве, в гнезде, сидели три птицы. Птица папа, птица мама и маленький птенчик.  Вдруг подул сильный ветер и гнездо упало, а с ним на земле оказались три птички. Птица-папа взмахнул крыльями и опустился на одну ветку. Птица-мама вспорхнула и села на другую ветку. А что сделал птенчик?

По ответу ребёнка мы можем установить некоторые параметры его внутреннего состояния. Нормально, если ребёнок ответит, что птенчик полетел и сел рядом с папой, или рядом с мамой. Нормально, если он позвал маму или папу (или обоих) и они помогли ему подняться на дерево. Стоит задуматься, если ребёнок говорит, что птенец начал плакать, т.к. ему никто не помог, или что птенца кто-то съел. 

Сказки могут быть на различную тематику и могут исследовать разные области личности малыша. Подробнее о методике и больше сказок читайте здесь.

Сказкотерапия для взрослых

Метод сказкотерапии работает не только для детей, но и показывает потрясающие результаты психокоррекции и у взрослых. Сочиняя сказочные сюжеты о своей жизни, мы метафорически описываем реальные события нашей жизни. Через сказку мы учимся "примиряем на себя" действия тех или иных героев, можем выбрать роль удачливого и счастливого героя, научиться его способностям встречать и преодолевать житейские трудности. Сказкотерапия позволяет безболезненно и безопасно пересмотреть и заново сформировать свой жизненный сценарий.

Для тех, кто сталкивается с методом сказкотерапии впервые, стоит посетить специализированный семинар или тренинг. Нужен позитивный опыт ощущения на себе действия сказкотерапии под началом профессионала. Далее, разобравшись в азах, практически каждый из нас может применять метод сказкотерапии на себе самостоятельно.

Хорошо использовать метод сказкотерапии, когда перед нами встаёт важный жизненный выбор, или когда у нас не хватает решительности, ресурса, действовать. Сказка может быть написана для самого себя, используя алгоритм, который приведен выше. Как уже говорилось, сказкотерапия вытягивает то, что скрыто глубоко в подсознании. Поэтому, для эффективности самостоятельной работы, важно "отпустить" своё творческое начало, а затем правильно проанализировать сказку, которая получилась. Именно для овладения этими двумя навыками и необходим семинар или тренинг под началом специалиста.

Возможности сказкотерапии для взрослых:

- Рассматривает проблему, запрос;

- Производит поиск решений;

- Создаёт ресурс для решения поставленных задач;

- Указывает на возможные средства решения задач;

- Формирует позитивные ожидания;

- показывает феномен коллективного бессознательного - точно описывает события, которых ещё не было.

Литература по сказкотерапии

Мастодонтом в специализированной литературе является доктор психологии и ректор института сказкотерапии, психотерапевт Татьяна Зинкевич-Евстингеева. Целый цикл книг под её авторством содержит разноплановую информацию и практикум: от основ сказкотерапии до тренинговых программ.

Основы сказкотерапии. Зинкевич-Евстингеева. Скачать

Практикум по сказкотерапии. Зинкевич-евстигнеева. Скачать

Игры в сказкотерапии. Зинкевич-Естигнеева. Скачать



Метки: Сказкотерапия

Ещё по теме:
Психология и психотерапия

  •  

Добавить комментарий